Главная >> Статьи  >> Дом Cartier: длинная история успеха

Дом Cartier: длинная история успеха

Вряд ли найдется в мире человек, который никогда не слышал этого имени — Cartier. Какие ассоциации оно вызывает? Прежде всего — Франция, роскошь, изысканность, красота. Ювелирный дом, названный в честь основателя, пронес сквозь многие годы свое искусство восхищать, поражать, вызывать желание обладать сокровищами, которые создаются в недрах этого гиганта ювелирного рынка. Не зря ведь принц Уэльский, ставший впоследствии королем Эдуардом VII, говорил про Cartier: «король ювелиров и ювелир королей». Эта фраза стала чем-то вроде слогана для ювелирного дома.

163 года назад, в таком далеком для нас 1847, в Париже жил ювелир Луи-Франсуа Картье. Поскольку для выполнения заказов его частных клиентов Картье нуждался в помещении, он выкупил небольшую мастерскую, принадлежавшую его учителю, Адольфу Пикарду. Видимо, звезды сошлись в желании помочь молодому мастеру, которому на тот момент было всего 28 лет, и все способствовало развитию и процветанию его предприятия. Это был период правления Наполеона III, который в стремлении вернуть Франции былое величие много внимания уделял светской жизни: организовывались балы, приемы, вечера, а значит, роскошные туалеты и украшения пользовались повышенным спросом.

Кроме того, удачу Картье принесла принцесса Матильда — племянница Наполеона I и двоюродная сестра правящего императора: в 1956 году она купила что-то в бутике мастера, и после покровительствовала ему. А императрица Евгения заказала у ювелира серебряный сервиз, что, конечно, также привлекло внимание к его продукции.

Когда сын Луи-Франсуа — Альфред — присоединился к отцу, то стало понятно: бизнес становится семейным. И действительно, спустя некоторое время Альфред обучил делу своих троих сыновей, которые вывели ювелирный дом Картье на качественно новый уровень, сделав его международным и обеспечив успех во всем мире.

Каждый из троих наследников Альфреда внес свой вклад в развитие бизнеса: Жак-Теодуль известен тем, что возглавил отделение Cartier в Лондоне. Кроме того, из Лондона он отправился в страны Персидского залива, где занимался поиском и закупками жемчуга, и совершил путешествие по Индии, в результате чего многие индийские правители приобрели для своих украшений новые платиновые оправы производства дома Картье. Жозеф-Луи добился успеха во Франции с помощью привлечения в качестве клиентов русских аристократов, что способствовало укреплению международных связей ювелирного дома. Луи осуществил множество визитов в Россию, а в 1907 году была организована первая выставка часов и ювелирных изделий Картье в Санкт-Петербурге, в гостинице «Европа». А еще именно Луи удалось завершить многолетние работы по возрождению стиля «Guirlande» с элементами рококо, который был популярен еще во времена правления Людовика XVI. Этот человек стал главой отделения Cartier в Париже.

Что же касается среднего сына, Пьера-Камилла, то он отправился покорять Россию и конкурировать с Питером Карлом Фаберже. Но в большей степени он известен как глава нью-йоркского Cartier. В США Пьеру удалось наладить отличные отношения с такими известнейшими семействами, как Рокфеллеры, Гоулдсы, Форды. Немалую роль в этом сыграла его женитьба на дочери крупного магната Эльме Рамзей.

В 1909 году Пьер открыл первый американский бутик Cartier на Пятой авеню, и его продукция пользовалась большим спросом: американцы уже много лет знали и любили французские украшения. И, не смотря на конкуренцию со стороны «старожилов» американского рынка — Tiffany&Co, Harry Winston и пр., бизнесмену удалось добиться лидирующих позиций.

Свои отделения братья Картье называли «посольствами», и здесь они совершили мудрый маркетинговый ход, пригласив представлять эти «посольства» неординарных людей. Например, в Париже таким «послом» стала Жанна Туссен, светская персона, известная в кругах элиты, которая позже возглавила один из отделов парижского дома. В Лондоне таким представителем стал известный француз Бони де Кастельян. Ну, а в Нью-Йорке продвигать бизнес помогал Жюль Глензер, друг Пьера Картье, человек с большими связями в кругах политиков, голливудских актеров, олигархов.

Интересно еще и то, что братья, понимая особенности человеческой психологии и стремление к индивидуальности, называли свои магазины в зависимости от места расположения, и на изделиях появлялось не просто имя Cartier, но Cartier London, Cartier Paris, Cartier New York.

К этому времени на ювелирный дом уже работал довольно большой штат художников и мастеров-ювелиров, придумывающих оригинальные решения и воплощавшие свои идеи в жизнь. Наиболее успешные из них тиражировались и ставились на промышленную основу — в этом было одно из нововведений братьев Картье. Ведь раньше производители драгоценностей изготавливали свои шедевры в единственном экземпляре, но концепция данного ювелирного дома была иной: здесь создавали украшения не для коллекционеров, а для тех, кому просто нравится носить красивые, качественные и дорогие вещи. Потому некоторые из интересных идей стали олицетворять в глазах публики дом Cartier — например, пантера с изумрудными глазами, украшенная сапфирами и бриллиантами, или кольцо из сплетенных элементов красного, желтого и белого золота. Надо сказать, что эти ювелиры сделали многое для развития индустрии красоты и украшений: одним из их изобретений стала такая простая вещь, как клипсы. Идея пришла в голову Луи Картье, а прототипом послужила обычная бельевая прищепка.

Период трех братьев Картье заслуженно считают временем расцвета для дома Cartier, ведь они сумели вывести ювелирный бизнес на международный уровень, обогатили весь мир украшений своими идеями и изобретениями, как в области ювелирного дела, так и в бизнес-сфере. В 30-х годах они начали тесно сотрудничать с киноиндустрией. Им всегда удавалось идти в ногу со временем, причем не просто следовать мировой моде, но и самим стать законодателями стиля. Когда Пьер Картье уехал из Нью-Йорка, чтобы заменить умершего брата в Париже, он передал дела племяннику Клоду. А после смерти Пьера в 1965 году ювелирный дом Cartier был разъединен: все подразделения стали отдельными единицами. Уже в 1972 все «посольства» снова воссоединили, и с тех пор Cartier — мощнейшая бизнес-система, бренд мирового уровня.

Помимо украшений, дом начал выпускать и другие предметы: сумки, духи... Все это, отмеченное легендарным именем, становится символом престижа и предметом вожделения для многих людей. Кроме того, Cartier регулярно проводит масштабные выставки ювелирного искусства на различные темы во всех уголках мира.

Одно из последних нашумевших изделий этого дома удивило общественность уже в 2010 году — это золотая монета весом в 1 килограмм и достоинством в 100 тысяч евро, которую выпустил парижский монетный двор. На монете изображен Тадж-Махал, купола которого выложены 68-ю бриллиантами. Для разработки этого изображения были приглашены эксперты из ЮНЕСКО.

Cartier — один из примеров того, как крохотная инициатива одного мастера своего дела вырастает до масштабов всего мира, не смотря на перипетии истории, конкуренцию, влияние человеческого фактора, и становится символом. В данном случае — символом успеха, искусства, вкуса, роскоши, символом целой индустрии.

Дата публикации: 27.01.2011