Главная >> Статьи  >> Золотые купола, или что такое сусальное золото

Золотые купола, или что такое сусальное золото

Величественная, символическая картина — сияющие на солнце золотые купола. Глядя на них, любой человек задается вопросом: как удалось создать такое чудо? Каким способом возможно покрыть золотом такие огромные предметы сложной формы? И неужели это действительно настоящее золото?

Еще в 2500 г. до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах знали секрет золочения предметов листовым способом. Упоминали об искусстве производства листового золота Гомер, Плиний, Теофил. Позже эта техника распространилась по всему миру, а на Руси золото, используемое для золочения, получило название сусального золота. Происхождение этого названия остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово «сусало» — в древнерусском языке оно означало «лицо, морда». То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий. Раньше название «сусальное золото» применяли ко всем материалам, используемым для золочения, сегодня же многие из них носят свои имена, а вариантов составов существует множество.

Сусальное золото определяют как тончайшие листы золота толщиной около 100 нанометров, которые используют в основном в декоративных целях методом наклеивания на поверхность. Пожалуй, самое интересное, что можно рассказать о сусальном золоте, — это технология его изготовления, которая требует мастерства, точности и даже спустя тысячелетия остается довольно сложной.

Даже сейчас считается, что ручной способ производства сусального золота позволяет добиться более качественного продукта, чем автоматизированный. Хотя сегодня применяют метод автоматической отбивки с использованием компьютерного управления. Вручную сусальное золото изготавливается таким образом: сначала отливают брусок золота определенного размера, после чего раскатывают его в длинную полосу (30-50 м) в прокатном стане. Поскольку золото — мягкий и ковкий металл, то он довольно легко поддается раскатыванию и расплющиванию без угрозы трещин и повреждений. Получившуюся полосу разрезают на квадраты, которые складывают в стопку из 100-300 квадратов, проложив каждый листом специальной пергаментной бумаги. Следующий этап — по стопке бьют гладким молотом до тех пор, пока квадраты не расплющатся в лепешки, при этом они уменьшаются по толщине в 4 раза. Из лепешек вырезают квадраты, которые снова складывают в стопку и отбивают, проложив «плевкой» — специально обработанной оболочкой бычьих кишок (конечно, сейчас этот материал заменяют пластиковыми формами, а раньше для изготовления «плевки» требовалось огромное количество кишок, процесс обработки которых был крайне неприятным из-за запаха и трудоемким). Во время отбивки стопку из листов периодически просушивают. Отбивать золото необходимо до тех пор, пока листы не достигнут заданной толщины — а в результате получаются золотые квадраты, тонкие настолько, что пропускают свет.

Самое сложное в отбивке вручную — это наносить удары равномерно, с определенной силой, чтобы весь лист имел одинаковую толщину, ведь от этого зависит впоследствии качество и срок жизни позолоты. Квадраты, получившиеся в итоге, вкладывают в специальные книжечки из пергаментной бумаги, которые могут содержать от 10 до 300 листов золота. Качество листков тщательно контролируется: на них не должно быть пятен, трещин и других признаков брака, кромки должны быть идеально ровными, а форма — четко прямоугольной.

Изготовление сусального золота — процесс материалоемкий, ведь выход чистого продукта составляет всего 45%, то есть, чтобы получить килограмм сусального золота, потребуется более 2-х кило золота обычного.

В зависимости от толщины полученных листочков золото делят на три вида: для внешних и внутренних работ, а также поверхностей, на которых в особой мере влияет внешняя среда. Интересно также то, что чистое сусальное золото — это металл 960-й пробы, толщина которого от 0.1 до 0.25 микрона. Это обеспечивает универсальность золота, то есть работы, проведенные в разное время, дают одинаковый результат по цвету и фактуре. Кроме того, в России сложилось традиционно, что еще с дореволюционных времен именно такими параметрами обладало сусальное золото.

Но такое золото — далеко не единственный вариант. Листки могут изготавливать из различных сплавов, что дает им разные свойства и цвета. Например, сплав золота и серебра называют «зеленый молот», «двойник» — это золото, положенное на серебро, «тальма» — золото на меди. Металл, сплавляемый с золотом, носит название «лигатурный». Если добавить в состав кадмий, получится зеленоватый оттенок, цинк дает белый цвет, никель — бледно-желтый. А сплав золота, серебра (9%) и меди (32.5%) сделает листки оранжевыми. Различные сплавы, имитирующие золото, называют «поталь». К ним относятся сплавы меди с цинком, алюминием, которые покрывают желтым блестящим лаком, чтобы создать сходство с настоящим золотом.

Конечно, сплавы и поталь — более дешевые материалы, но чистое золото имеет неоспоримое преимущество: оно значительно более стойко к воздействию внешней среды, и чем больше в нем карат, тем дольше прослужит такая позолота. Поталь же чаще используют для внутренних работ, при этом обязательно покрывают слоем защитного лака, предотвращающего потемнение.

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами — есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото делят на 2 вида: свободное и трансферное. Свободное золото отличается тем, что специальным ножом после помещения листка на специальную подушку из него вырезают фигуру нужной формы и размера, а потом наносят на поверхность. А трансферное золото изначально давлением соединено с белой шелковой бумагой, поэтому наносится вместе с ней, а после высыхания бумагу отделяют. Такой способ проще, потому что он похож на обычное нанесение наклейки.

Сегодня сусальное золото приобретает все большую популярность, ведь увеличивается разнообразие вариантов его применения. Наносить золотые листки можно на любые поверхности — металл, дерево, пластик, ткани и даже человеческую кожу, что дает возможность использования в дизайне, производстве мебели, изобразительном искусстве, боди-арте. Более того, сусальное золото исполняет свою особую роль и в кулинарии! Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код — Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как «позолоченный» кофе.

Дата публикации: 08.02.2011