Главная >> Статьи  >> Колье. Вершина ювелирного искусства

Колье. Вершина ювелирного искусства

История колье насчитывает не века даже, а тысячелетия. Доподлинно известно, что еще во втором веке до нашей эры это украшение пользовалось популярностью. Например, в музее на острове Мурано можно полюбоваться на стеклянное колье, изготовленное именно в этот период. Оно не поражает тонкостью работы, но зато достаточно массивно и сделано вполне искусно.

Прародителем колье являются, конечно, разнообразные амулеты, которые так нравились древним. Целые грозди костей и камней часто украшали шеи не только женщин, но и мужчин. Они надевались не для красоты, а для того, чтобы отогнать злые силы, дать колдуну связь с потусторонним миром и так далее. Колье тех времен были окутаны множеством легенд и поверий и представляли собой настолько таинственный и даже опасный предмет, что к ним опасались притрагиваться посторонние. Но, вместе с тем, делали колье любовно. Кости, древесные сучки или камни подбирали по цвету, по размеру, особым образом скрепляли между собой. Как правило, были эти украшения-талисманы массивны.

Колье золотое с топазом и фианитами Колье золотое с раухтопазами и фианитами Колье золотое с раухтопазами и фианитами Колье серебряное с перламутром и фианитами Колье серебряное с аметистом и фианитом

Древние майя, ацтеки уделяли много внимания изготовлению этих украшений-талисманов, о чем свидетельствуют найденные в их захоронениях аксессуары. Они очень необычны и интересны.

Мощный толчок к развитию получило ювелирно дело, когда человек научился обрабатывать металлы. Затронуло это новшество и колье. Появились кузницы, а вместе с ними — и талантливые кузнецы, которые делали не только оружие, но и украшения для мужчин, женщин и детей. Например, в странах Скандинавии широкое распространение получили металлические фигурки, которые отливали в кузницах. Затем их одевали на цепочки и носили не шее опять же в качестве амулета. Но уже в то время это украшение стало использоваться и исключительно для красоты. Викинги заказывали колье из металла для жен и подруг. Матери просили кузнецов отлить кулоны-обереги для детей. Обычно подвески делали в виде какого-либо божественного символа — например, молота бога Тора или глаза воинственного одноглазого бога Одина.

На Руси колье также были популярны. В их изготовлении принимали участие и кузнецы, и стеклянных дел мастера, и искусные вышивальщицы. Колье могло содержать и интересные металлические элементы, и разной формы кусочки цветного стекла, и бисер.

В древнем Египте колье носили преимущественно фараоны и члены их семей. Это были тяжелые и очень крупные украшения, которые выставляли напоказ.

В Древнем Риме и Древней Греции колье было непременным атрибутом патрициев и прочей знати. Супруга скандально известного Калигулы имела столько колье, такой ценности, что они стоили дороже, чем все движимое и недвижимое имущество сенатора Рима. Выходя из дома, эта знатная дама надевала не одно и не два украшения, а столько, что под тяжестью их вынуждена была несколько сгибаться.

В разных странах колье носило отпечаток разных культур. Очень популярны были колье, дизайн которых включал греко-римские мотивы. На Руси колье также носили отпечаток язычества — выполнялись из элементов, которые символизировали разных богов — Даждьбога, Сварога и других.

Когда язычество во всем мире стало уступать место христианству, связь между народами стала более тесной, и в дизайне колье произошли некоторые изменения. Теперь присутствовали и восточные мотивы, и роскошные индийские. Колье стали чрезвычайно разнообразными, и не всегда можно было угадать, в какой земле изготовлено украшение.

Средневековые портреты напоминают нам сегодня о том, что и в этот период колье были очень модными. Короли и королевы носили эти украшения практически круглосуточно. Доходило до того, что рыцари надевали колье прямо поверх железных доспехов, что должно было подчеркнуть знатность их рода и высокое положение в обществе. Колье украшались крупными и яркими драгоценными камнями, были сделаны очень искусно, имели множество элементов и сложные замки. Для знатных особ немыслимо было показаться на людях без колье. Украшали эти изделия и женские шикарные туалеты, и мужские камзолы.

Художники, работавшие в то время, вынуждены были прорисовывать мельчайшие детали этих украшений, как того требовал заказчик портрета. Зачастую для человека, заказавшего собственное изображение, большее значение имело, насколько богато будет выглядеть на картине его колье, чем то, насколько привлекательным окажется лицо. Поэтому практически все портреты тех времен такие яркие — с них словно светятся драгоценные камни, украшающие шею и грудь нарисованного человека.

В отличие от серег, колье никогда не были запрещены, никогда не становились неприличным украшением. Поэтому в их развитии не было препятствий. Инквизиторы, ратующие за скромность облика и против вмешательства в человеческое естество путем, например, прокола ушей, вполне лояльно относились к такому аксессуару, как колье. Более того, они и сами не прочь были показать всем окружающим высоту своего положения, украшая наряд дорогим ювелирным изделием.

В XVII-XIX веках колье не потеряло своей популярности, но стало преимущественно женским украшением. Опять же портреты тех времен позволяют любоваться удивительно искусно выполненными колье, украшающими прекрасные корсажи дам высшего света. В этот период времени колье снова подчеркивает статус дамы, показывает, что она принадлежит к высшему свету. Колье очень популярно в качестве подарка, мужья зачастую дарят колье своим женам и дочерям, их передают по наследству, они становятся во многих семьях семейной реликвией. Такая ситуация сохраняется вплоть до ХХ века, когда туалеты становятся более скромными и строгими. Мужчины совершенно перестают носить этот аксессуар, а женщины в России, например, вынуждены от него отказаться, так как даже женская мода долгое время не позволяет использовать богатых, ярких, броских украшений. Пропадают глубокие декольте и соблазнительные украшения на женской шее.

Однако через какое-то время мода вновь претерпевает изменения, снова появляются очаровательные вечерние платья с открытыми плечами и в достаточной степени открытой грудью, и о колье, конечно же, вспоминают.

Сегодня колье снова в моде, уже в качестве исключительно женского украшения. Они бесконечно разные, для их изготовления используют все доступное разнообразие материалов и технологий, и современные колье ничем не уступают своим предшественникам из средних веков и даже превосходят их.

Множество дизайнов было разработано художниками во всем мире, когда носить колье снова стало возможным, и сейчас можно встретить совершенно разные воплощения этого ювелирного изделия. Золото и серебро, натуральные драгоценные камни или камни искусственные, стразы, цветное стекло — все это талантливые мастера используют, когда создают колье. Колье может быть и массивным, напоминающим царские или императорские украшения, и легким, изящным, очень женственным и нежным.

Женское колье становится опять непременным атрибутом дамы из высшего света, оно вновь уместно на званом вечере, в опере и театре, на светском рауте и даже на работе с соответствующим костюмом или платьем. Колье расцветает и дарит женщинам красоту, а мужчинам — неповторимое эстетическое наслаждение.

Дата публикации: 20.05.2010