Главная >> Статьи  >> Броши: история и современность

Броши: история и современность

В наши дни ювелирные броши переживают свое второе рождение. Украсить платье, пиджак или пальто стильной ювелирным украшением считается хорошим тоном. Немаловажную роль в популяризации броши сыграли именитые дизайнеры и ювелиры, которые благоволят этому ювелирному украшению. А ведь еще пару десятилетий назад у наших соотечественников брошь ассоциировалась с дешевой бижутерией, которой закалывали детские шапочки, и разнообразными значками.

Латенская и римская фибулы Сегодня брошь используется чаще всего в качестве изысканного украшения, которое прикалывается на одежду в районе груди. Но есть и такие экземпляры, которые попутно играют роль застежки. А вот пять тысяч лет назад, в эпоху бронзового века, далекая прародительница броши, фибула, выполняла преимущественно утилитарную функцию — скрепляла одежду. Но не фибулой единой — помимо нее повсеместно использовались иглы с декоративными наконечниками и обычные платяные булавки.

Фибулы были в фаворитах вплоть до 13-ого века нашей эры. Разновидностей этих застежек существовало множество, каждый народ привносил что-то новое в дизайн и механизм застегивания этого изделия. Кроме этого, по фибулам можно изучать различные исторические эпохи, ведь каждая из них оставила на застежках свой след, причем не только эстетический, но и религиозный. Недаром древние фибулы так любимы историками и археологами.

Фибулы были особенно распространены в тех странах, где люди предпочитали носить свободную одежду. Например, жители Рима и Древней Греции скрепляли при помощи таких застежек на одном плече большие прямоугольные куски ткани. Чуть позже в Европе фибулы использовались не только в качестве застежек для плащей простолюдинов, но и для скрепления накидок высокой знати и священников. Для их изготовления в разные века применялись драгоценные металлы и камни, а также стекло, которое в порой ценилось даже больше сапфиров и изумрудов. Филигрань и цветная эмаль тоже активно использовались.

На смену фибулам пришли аграфы — специальные пряжки, украшающие отвороты одежды, преимущественно женской. Аграфы декорировались замысловатыми узорами, символами и надписями. Очень часто такие подарки преподносились дамам сердца в знак верности и любви. Стоили подобные вещицы недешево, ведь изготавливали их в основном из золота и драгоценных камней. И только пару веков спустя в моду вошли серебряные аграфы, декорированные эмалью.

В эпоху Ренессанса, в 17-м веке, повсеместно стали носить подвески, прославленные бессметным произведением Александра Дюма. И, наконец-то, появились броши – украшения, которые поначалу были призваны скреплять многочисленные драпировки и складки пышной и объемной одежды. От своих предшественников, аграфов и фибул, броши отличались не только помпезностью и роскошью, но и местом расположения на одежде — их носили, преимущественно, в районе груди. Тогда как, например, аграфами даже прически украшали. Кроме этого, броши были предназначены исключительно для женщин, в отличие от универсальных предшественников этого украшения.

Баронесса де Севинье Существует легенда, что броши ввела в обиход француженка баронесса де Севинье, придворная дама короля Людовика ХIII и писательница, известная нашим современникам по произведению «Письма». Баронесса была дамой утонченной, смелой и, по нынешним меркам, стильной. Ее нововведение пришлось по душе придворным дамам. А так как Франция всегда была законодательницей мод, постепенно броши вошли в обиход знати по всему свету. Достоверность этой истории сегодня уже невозможно установить, но многим историкам такая версия появления броши кажется вполне приемлемой.

Из-за людской привычки пользоваться подвесками украшения тех времен изготавливались из двух частей, при этом к верхней половине как раз прикреплялась подвеска. Сами же броши не сразу обрели привычную сегодня застежку, а поначалу пришивались или привязывались к платью. Роскошь этого украшения была прямо пропорциональна пышности наряда. Броши богато украшались рубинами, изумрудами и бриллиантами. Но больше всего ценились в те времена изделия с жемчугом. Именно жемчуг, как считалось тогда, лучше всего подчеркивает белизну кожи и соблазнительные формы груди. Без бриллиантов тоже не обошлось — усыпанные редкими камнями необычной огранки броши украшали декольте королев и императриц. Кстати, наряду с брошами высокопоставленные дамы носили и аграфы. Например, коронационную мантию императрицы Елизаветы Петровны скреплял бриллиантовый аграф редкой красоты.

В 18-м веке мода на цветные камни затронула и броши. Кроме этого, в обиход вошли полудрагоценные и поделочные камни, которые на некоторое время практически полностью вытеснили из обихода бриллианты. Если бриллианты и использовались для создания ювелирных украшений, то под них подкладывали специальную цветную фольгу. Одно время были невероятно популярны броши-геммы — вырезанные изображения на камне. Особенной любовью пользовались камеи на ониксе — броши с выпуклой резьбой. Эти ювелирные украшения так ценились, что их даже оправляли бриллиантами — камнями несопоставимыми по цене с халцедоном, разновидностью которого и является оникс.

Трендом 19-ого века стали броши с натуралистичными изображениями насекомых — божьих коровок, бабочек, стрекоз и жуков. Такие изделия создавались по эскизам энтомологов. Кроме этого, королева Виктория ввела моду на траурные украшения, выполненные из черных самоцветов. Сама она носила в память об умершем муже траурную брошь. Еще одно нововведение коснулось материалов, из которых изготавливались броши. Роскошное золото уступило свое место благородному серебру. Кроме этого, если раньше в нашей стране пользовались популярностью броши заморских ювелиров, то к концу 19-ого века в России была создана собственная школа ювелирного мастерства. Броши, которые создавались отечественными ювелирами, отличались совершенным техническим и художественным уровнем исполнения. Виртуозно использовались эмали и гравировка. Для изготовления украшений применялись полудрагоценные камни, которые добывались на российской территории — гранаты, александриты, хризопразы и другие.

В начале 20-ого века в моде были броши в стиле модерн. Вещицы от Тиффани, Фуке и других ювелирных домов выполнялись в абстрактных и природных мотивах, характерных для того времени. Наряду с роскошными ювелирными украшениями в обиход вошли скромные металлические и серебряные броши, которыми пользовались также в качестве застежек для свободной одежды. Массовый выпуск ювелирных изделий способствовал удешевлению и упрощению брошей. Но во все времена наряду с украшениями, производимыми массово, пользовались спросом штучные, уникальные броши, которые являются настоящими произведениями искусства.

Кроме этого, постоянно появляются новые идеи и технологии обработки материалов, раскрываются новые возможности металлов и камней. Нередко в наше время ювелиры соединяют, казалось бы, несоединимые материалы, получая при этом необыкновенные по красоте изделия. Сегодня в магазинах можно найти броши, созданные из дерева и украшенные драгоценными камнями, каучуковые изделия, оттененные благородными металлами, керамику, соединенную с жемчугом. Расширился и ассортимент самих брошей, которые сегодня носят не только на груди, но и на головных уборах, сумках, браслетах и даже обуви.

Дата публикации: 01.06.2010