Главная >> Статьи  >> История ювелирного дела: от древних времен до наших дней

История ювелирного дела: от древних времен до наших дней

Желание человека украсить себя возникает еще на заре человечества. Многообразие мира, окружающего первых людей, волновало, пугало и заставляло их всматриваться в естественную красоту природы, наполненную красками, таинственными деталями, удивительными явлениями. Чистое, девственное тело наших предков воспринималось ими как продолжение природной среды, а значит, оно должно было дополняться деталями, аналоги которым содержал окружающий мир.

Первыми украшениями с 25-тысячелетним возрастом стали все те же частицы природы и ее обитателей, исполненные для своих носителей с особым смыслом и символическим значением. Украшения из рогов животных, костей, зубов, камни с нетипичной формой — вот то, что первый человек одевал на себя, и то, что наделяло его особой силой, защищало его и дарило мудрость. История ювелирного искусства в своих первых шагах носила глубокий магический оттенок, оставивший свой след и на последующие века. Этот древнейший вид искусства становится зеркалом, в котором отражается не только история развития ювелирного дела, но история самого человечества, своими вкусами, традициями, мировоззрением формируя стиль и образ украшений из драгоценностей.

Свое более современное обличье ювелирное искусство приобретает вместе с развитием первых цивилизаций. Древний Египет, цивилизации Двуречья наполняют свои украшения яркими полихромными деталями, изумительными техниками обработки драгоценных металлов, которые настолько тонко и живописно подчеркивали естественную красоту камней, что даже нынешние мастера не могут похвастаться примерами столь утонченных и прекрасных произведений красоты. Драгоценности древнего мира использовали в своем ассортименте золото, аметист и изумруды, яшму, лазурит, обсидиан и бронзу. Специфические техники чеканки, гравировки, инкрустации творили ювелирные чудеса. Кроме специфического религиозного наполнения, ношение драгоценностей имело свою культуру магического характера, обусловливающего его статус. Так в Древнем Египте определенные камни носились возле сердца, на лбу, отдельные украшения были обязательными сопровождающими умерших в царство мертвых.

Особенная пышность использования ювелирных украшений характерна для восточных культур. Древняя Индия, Иран сопровождают драгоценностями ритуальную и ежедневную жизнь своего народа, сохраняя в памяти легенды о мастерстве своих ювелиров и красоте облачения своих правителей. Прекрасные предметы обихода, оформленные драгоценным великолепием, оставили один из ярчайших следов в мировой культуре. Вехи ювелирного творчества продолжали развивать древние греки и римляне. Последние возвели ношение драгоценностей в культ, поклонниками которого выступали как женщины, так и мужчины. Формирующаяся здесь традиция демонстрации драгоценностей становится наследием многих последующих эпох.

Но это в будущем, а пока вслед за перипетиями античного мира приходит эпоха теоцентричного Средневековья, использующая ювелирное искусство для церковных нужд. Филигранный ажур, техники холодной эмали, инкрустация кабошонами (негранеными драгоценными камнями), рубинами, изумрудами, сапфиром и жемчугом, гравировка тонких орнаментов украшала оклады церковных книг, утвари, одежды. Церковь блистала. Лишь с середины 13 века доступ к более широкому использованию украшений получает светская культура, и уж тут начинается новый виток ювелирного мастерства. Привилегия ношения драгоценностей постепенно закрепляется за наивысшими слоями социума, которые прилагают все больше усилий для того, чтобы перещеголять друг друга изящными пряжками, ожерельями, перстнями, диадемами, другими богато отделанными аксессуарами. В моду входят фамильные украшения.

Возрождение – эпоха, которое изменила практически все детали культурного развития Европы. Возрождение реанимировало маргинальную в Средневековье тему богатства, откинуло излишнюю религиозность и с большим интересом приступило к изучению драгоценностей. Именно в этот период заостренное внимание к традициям античного мира дает ювелирным мастерам возможность по-новому взглянуть на предназначение драгоценностей, их обработку, композицию. Основа, взятая из наследия эгейской культуры, наполняется более пышным декорированием, оправами из золота, самоцветов, жемчуга, эмали. Цепочки, подвески, ожерелья, броши и пряжки, перстни, в обилии нанизанные на руки знатных господ, виртуозно оформлены растительными и животными орнаментами. Свое обновленное значение обретает алмаз. Общая стилистика ювелирного мастерства проявляет в Возрождении невообразимую игру сюжетов, образов, форм, творя отдельные, не похожие друг на друга, ювелирные произведения.

Новое время также добавило массу новых нюансов в сокровищницу ювелирного искусства. С 17 века технологии ювелирного дела дополняются живописными эффектами, сложными колористическими соединениями золота, эмали и драгоценных камней. Свою лепту в историю украшений вкладывают мастера немецкого и английского художественного серебра и эмали. В 18 веке эту традицию продолжают французские ювелиры. Мир открывает для себя причудливость, пышность и помпезность украшений барокко, само название которого напрямую связано с видом жемчуга неправильной формы.

Барокко дарит своим украшениям рельефный орнамент, особую симметричную ритмику, демонстрируя эти качества в золотых и серебряных изделиях, наполненных алмазами, рубинами, жемчугом и бирюзой. Совершенствуется и техника обработки камней. Именно 17 век дает первую округлую бриллиантовую огранку «Мазарини» и ее второй, более близкий к современному, вариант венецианского мастера Виченцо Перуцци.

18 век — время Рококо, периода, который особое внимание уделяет брошам, украшенным камеями, резными портретами, опоясанные небольшими бриллиантами или жемчужинами; кольцам с крупными камнями; золотым браслетам, обручам и диадемам, богато украшавшим пышные прически дам.

Следующим этапом, дополняющим историю ювелирного мастерства, стает Ампир, развиваемый в рамках эпохи Классицизма. С 19 века он, воплощая в себе наследие Античности и древнего Египта, называет себя стилем Империи, выдерживая свои творения в духе величественных и воинственных образов и аллегорий. Ювелирное наследие этого периода, кроме украшений и предметов быта, составляют эмблемы, регалии, ордена.

Классицизм вносит в стилистику ювелирного искусства спокойную грацию и элегантность. Здесь нет места крикливой пышности, необоснованной демонстрации. Украшения дополняют, но не доминируют. Кроме этого, они должны составлять ансамбль — парюру, комплект из нескольких предметов, исполненных в общем цветовом и орнаментальном направлении, со сходными материалами.

Начало Нового века ознаменовалось бурным ростом научных знаний и открытий, и эти тенденции не могли не отобразиться на развитии ювелирного дела. Новые материалы, сплавы, искусственно изготовленные кристаллы – вот то, что приносит кардинальные изменения, ломает устоявшиеся веками правила. Массовое производство проникает и в эту сферу. Снижение стоимости драгоценных камней уже не может удерживать элитарность ювелирных украшений на уровне определенного социального статуса. Отныне это — технологически более идеальные, стилистически разноплановые и абсолютно доступные вещи, не утрачивающие, впрочем, своей завораживающей красоты и чарующего обаяния.

Дата публикации: 20.08.2010