Главная >> Статьи  >> Царская роскошь: украшения русских монархов

Царская роскошь: украшения русских монархов

Что подтверждает принадлежность к наивысшему сословию, кроме титулов, богатства и власти? Конечно, внешний вид. Так было во все времена — особы монарших кровей отличались от простых смертных роскошными убранствами и безмерно дорогими украшениями. Не стала исключением и Россия, царские семьи которой поражали иностранных гостей обилием и великолепием драгоценностей. К сожалению, до наших времен дошла лишь малая часть тех сокровищ, которые на протяжении веков принадлежали русским монархам, но узнать, что носили «первые леди» царских времен, можно благодаря летописям, гравюрам, портретам... А некоторые из шедевров ювелирного искусства и сейчас можно лицезреть в музеях, изумляясь талантам мастеров и богатству правителей.

Например, еще в XVI веке гости царского двора приходили в восторг от облачения царицы Ирины Годуновой. На приемах, официальных встречах она появлялась в нарядах, сплошь расшитых драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами и изумрудами (эти два камня называли яхонтами), гранатами... Ее корона состояла из двенадцати зубцов, что воплощало образ двенадцати апостолов, и она также была усыпана сапфирами, топазами, аметистами, алмазами, жемчугом. Венец украшали «рясы» — тройные подвески, инкрустированные изумрудами. Кроме этого, царица надевала «монисто» — цепь, на которую нанизывались различные украшения.

Но для тех времен это не было безвкусицей — так одевались русские царицы, и надо сказать, такой набор украшений — еще не предел. Помимо упомянутых драгоценностей, знатные женщины носили перстни (они назывались «жиковины»), браслеты («зарукавья» или «обручи»), серьги («колты», «орлики»), запоны (застежки или бляхи, которые впоследствии преобразовались в броши). Интересно, что украшения в те времена не только надевали — нередко они были частью одежды или пристегивались на нее. К примеру, такая простая вещь, как пуговица, относилась к предметам роскоши и зачастую пуговицы были дороже, чем сам наряд, даже если речь идет о шубах из дорогих мехов. Пуговицы изготавливали из золота и серебра, драгоценных камней, просверливая в них отверстия, украшали их эмалью и драгоценными камнями, чеканили на них узоры тонкой работы. К началу XVII века пуговицы все чаще стали делать гладкими, а позже начали обтягивать их шелком и другими дорогими тканями.

Уже упомянутые перстни также пользовались большой популярностью. Тогда они были массивными, литыми, их инкрустировали алмазами, рубинами и сапфирами, изумрудами, украшали разноцветной эмалью (по большей части белой, черной, зеленой, желтой и голубой). До современности дошли два таких перстня, принадлежавших особам царских кровей: золотой с хрусталем (царицы Елены Петровны Шуйской) и с сапфиром (дочери Годунова — Ксении).

Серьги были распространены не только среди женщин — мужчины тоже украшали себя такими драгоценностями. В женский наряд серьги часто входили как часть головного убора. Популярными формами сережек были так называемые одинцы, двойчатки и тройчатки — название зависело от количества стерженьков с нанизанными на них стеклянными бусинами, жемчужинами, драгоценными камнями, кораллами или серебряными элементами.

Интересное украшение, не нашедшее применения в более позднее время, — аламы. Это нагрудные украшения, о которых ученые узнали из документов, где они часто упоминаются. Например, найден текст, где говорится, что на шубе у царицы Агафьи Семеновны находилось сорок шесть серебряных и золоченных аламов общим весом более 5 килограмм (сравнительно с мерой веса тех времен). После смерти царицы это украшение с шубы сняли и передали в Серебряную палату.

Под ожерельями в те века понимали не совсем то, что вкладываем в это слово мы сегодня. Так называли стоячие или лежачие воротники, которые прикрепляли к одежде. Основу изготавливали из дорогих тканей, например, в одном из документов упоминается алая тафта. А потом расшивали ожерелья самоцветами, золотыми и серебряными элементами.

Все украшения, которые создавали до XVIII века, были сделаны из привозных драгоценных камней, т.к. добыча самоцветов в России началась значительно позже. Да и с тонкостями огранки русские мастера знакомы не были, потому раскрыть удивительную игру света в прозрачных камнях они не могли, ограняя все камни кабошоном (в виде полусферы).

Весь облик русских цариц допетровского периода был подобен тому, как изображали на иконах Богоматерь и других святых — одежды были бесформенными, призванными скрыть изгибы женского тела, украшения носили в большинстве своем религиозный характер, а их обилие также исполняло роль «отвлекающего маневра» от самого тела.

Однако в 1700 году Петр I подписал указ, ставший ключевым событием в истории костюма. Указ этот предписывал перейти на наряды западного образца, и это полностью изменило внешний вид царствующих особ. Вскоре не только монархи, но и все женщины дворянского сословия перешли на такие платья. В течение века основной тенденцией стали тугие корсеты, глубокие декольте, пышные юбки, а украшения приобрели более светский характер и широкое разнообразие. В моду вошли броши, ожерелья в том виде, в котором мы их знаем, диадемы, пояса, пряжки-аграфы, булавки, веера, эгреты (украшения для шляп), фероньерки (украшение, надеваемое на голову). Ко двору приглашали известных европейских ювелиров, которые передавали свой опыт в огранке и оправлении камней и изготовлении украшений.

А в начале XIX века стиль одежды снова изменился — пришел ампир, для которого характерны более строгие формы и некая монументальность. Среди украшений важное место заняли камеи — слоистые камни различной формы (например, малахит, перламутр) с вырезанными на них изображениями. Одна из таких камей, украшенная крупными бриллиантами, была подарена Екатерине II в честь ее бракосочетания. Она и поныне хранится в Государственном хранилище ценностей России.

До наших дней дошло еще несколько драгоценностей, которые дают общее представление о великолепии украшений той далекой эпохи. Например, в коллекции Алмазного фонда Кремля находится знаменитая корона, в которой Екатерина II восходила на престол. В 1762 году она была специально изготовлена придворным мастером Иеремией Позье. Этот шедевр был усыпан пятью тысячами бриллиантов, 75-ю отборными жемчужинами, а центральный шпиль венчал изумруд весом 400 карат.

Еще от одного сокровища осталась лишь застежка — жемчужное колье, подаренное Александре Федоровне родителями Николая Романова, когда она прибыла в Россию. По описаниям, оно состояло из 280 крупных жемчужин и имело длину около 2 метров. В последний раз колье видели в 1967 году на выставке, устроенной Оружейной палатой, но после этого оно пропало, при этом осталась лишь застежка-фермуар — она украшена изумрудами и бриллиантами. Хранится реликвия в Алмазном фонде Кремля.

Надо сказать, что большинство уникальных драгоценностей, сохранившихся с царских времен, было утеряно, распродано и украдено в период 1920-х годов — хранилища Алмазного фонда опустошались представителями новой власти, при этом не осуществлялось должной оценки, потому многие украшения были проданы за бесценок. Некоторые из них всплыли позже на заграничных аукционах, часть до сих пор находится в частных коллекциях.

Но даже та малая часть, что сохранилась и выставлена на всеобщее обозрение в музеях, дает представление о том, что такое истинная королевская роскошь и величие русских монархов.

Дата публикации: 06.04.2011