Главная >> Статьи  >> Самоцветы сквозь века и страны

Самоцветы сквозь века и страны

Драгоценные камни издавна служили украшением. Еще до нашей эры древний человек восхищался их великолепием, использовал в качестве аксессуаров, как сказали бы мы теперь. Красивые минералы привлекали взоры раньше и продолжают делать это сейчас.

Все драгоценные камни имеют разную твердость. В этом отношении уникален алмаз — его твердость исчисляется 10 единицами. В Древней Греции этот чудесный камень носил название «непобедимый», или «adamas». Вообще, классифицировать камни очень непросто. Например, камни с твердостью от 7 до 9 считаются драгоценными. Когда их твердость уменьшается — они называются уже полудрагоценными, а то и декоративными. Однако при оценке камня значение имеет не только его твердость, но и красота, редкостность камня, поэтому оценка камней такое непростое и вместе с тем увлекательное дело.

Шкалу твердости разработал минералог Фридрихом Моос, который наделил 10 единицами твердости алмаз, 9 единицами — сапфиры и рубины. В 8 единиц твердости была оценена группа камней: шпинель, кошачий глаз, аквамарин, хризоберилл, топаз и изумруд. Оценку 7 по шкале твердости Мооса получили горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист, гранат, цитрин, гиацинт, турмалин.

Помимо этих, существует еще огромное множество драгоценных и полудрагоценных камней, которые радуют взгляд в красивой изящной оправе, с искусной резьбой, отшлифованные, сверкающие, насыщенного цвета.

Человек во все времена старался найти чудесным драгоценным камням более широкое применение. Достаточно древним применением драгоценных камней является глиптика — резьба в камне. Этим искусством в древности увлекались практически все народы мира. Умелые мастера создавали настоящие маленькие шедевры, некоторые из которых дошли и до наших дней. Существовало два типа глиптики — выпуклые изображения на камне или же углубленные. Они носят названия камеи и геммы интальо. Те камни с глиптикой, которые сегодня хранятся в музеях — настоящие произведения искусства. Все они совершенно уникальны, так как глиптика — ручная работа, и древние мастера вкладывали в свои произведения душу.

Янтарь и жемчуг тоже использовались очень широко, хоть они и не являются драгоценными камнями.

Красота жемчуга ставит его с драгоценными камнями на один уровень. Жемчуг бесконечно разнообразен. Бурмитанский жемчуг — это округлый, крупный, ровный жемчуг. Парангонами называют жемчужины выдающихся размеров. Бывает и жемчуг совершенно неправильной формы, который нашел свое применение в прикладном искусстве — с его помощью успешно создавали элементы картин, используя кривые жемчужины как части тел людей и животных, фрагменты растений.

Период барокко отличается повсеместным распространением самого мелкого жемчуга, которым вышивали одежды или же делали из него изящные украшения. Высшее общество носило наряды, сплошь расшитые маленькими жемчужинами. Тяжелые бусы в несколько нитей красовались на шеях элиты и украшали руки в качестве браслетов.

Янтарь — солнечный и глубокий камень, имеющий не меньше разновидностей, чем жемчуг. Современными археологами при раскопках были обнаружены украшения из янтаря в микенских гробницах. Захоронения были созданы около 2000 года до н.э., что подтверждает, что уже тогда янтарь был необычайно популярен.

В северных странах также изготавливали украшения из янтаря (каменный век), чему есть научные подтверждения.

Янтарь называли «золотом моря». Его искали на берегу, затем целенаправленно отравлялись на охоту за янтарем, добывая его из воды с помощью таких инструментов, как остроги и сачки. Для этого древние люди отправлялись в море на лодках и с помощью своего инструмента старались ворошить песок на морском дне. Янтарь, спрятанный в песке, вымывался из него водой. Тогда приходила очередь сетей и сачков, которыми поднятый со дна янтарь вылавливали. Кроме красоты янтарь, по мнению древних, обладал еще и целебными и даже магическими свойствами. Из него делали украшения и предметы интерьера.

Шапка Мономаха На Руси драгоценные камни использовались для украшения одежд и аксессуаров не меньше, чем в других странах. Помимо того, что камнями расшивали одежды знатных людей, его использовали в создании символов царской власти. Скипетры, державы, короны — были усыпаны самоцветами, которые переливались, сияли и словно подводили четкую черту в различиях между простолюдинами и правителями. Знаменитая Шапка Мономаха — один из ярких примеров искусства тех времен. В ее оформлении использованы красивейшие и разнообразные камни — сапфиры, жемчуг, рубины.

Иван Грозный был большим любителем драгоценных камней. Им в Кремле была собрана богатейшая коллекция произведений искусства из самоцветов — топазов, рубинов, кораллов, сапфиров. Множество изделий русских и иностранных мастеров собиралось в царской казне. К временам Ивана Грозного относится также и интереснейшее изделие – «Шапка Царства Казанского». Она была сделана в 1552 году, когда Казань пала под напором русских войск. В этом произведении искусства смешались две культуры — восточная и русская. Орнамент выполнен в чисто русских традициях, а самоцветы, украшающие шапку с золотой тульей — любимые камни восточных мастеров-ювелиров — жемчуг, гранат, бирюза.

Шапка Казанская Судя по исследованиям наших современников, вплоть до XVII века русские ювелиры для создания своих произведений использовали драгоценные камни других стран, которые завозились в Россию. Сегодня это может показаться странным, так как на территории нашей страны достаточно самоцветов, но в те времена их добыча еще не была начата, и камни покупали за границей. Как правило, за драгоценными камнями обращались в восточные страны и в Византию (XIII — XVIвв.).

XVII век ознаменовался началом добычи драгоценных камней в России. К этому периоду относится открытие малахита (на Урале), а также — яшмы, агатов, сердоликов и халцедонов в Восточной Сибири.

Переломным моментом в добыче самоцветов на территории России явилось время царствование Петра Великого. Российский государь уделял этому вопросу много внимания и, как обычно, не чурался сам проконтролировать добычу драгоценных камней. В это время в России нашли хрусталь, бериллы и множество других замечательных камней. А уральские самоцветы получили мировую славу.

В прошлом веке в России были открыты месторождения изумрудов, топазов, рубинов, алмазов и других драгоценных камней. Эти открытия относятся к периоду между 20-ми и 50-ми годами.

Российские ювелиры достигли большого искусства в обработке драгоценных камней в XIX веке. Ярким подтверждением этого является архитектура тех лет — интерьеры петербургских дворцов искусно оформлены самоцветами, мрамором.

Ваза из малахита Уральский малахит использовали очень широко в те времена. Произведения российских мастеров из малахита с успехом покупались русской знатью, а также шли на экспорт — с удовольствием приобретали их и за рубежом. Из малахита выполняли столешницы, резные подсвечники, табакерки и многое другое. Все это украшалось красивейшей резьбой или оформлялось другими драгоценными камнями.

В 1851 году в Англии, в Лондоне, была проведена Первая Всемирная Выставка ювелирных изделий. Для России выставка была удачной — оттуда российские ювелиры привезли множество призов и искреннее восхищение зарубежных коллег.

В 1848 году Карл Фаберже основал в Петербурге компанию по изготовлению ювелирных изделий. Клиентами Фаберже сразу же стали знатные вельможи и сама царская семья. Большинство изделий знаменитой фирмы выполнено из яшмы, хрусталя, нефритов, лазурита. Отличительной особенностью произведений ювелирного искусства от Фаберже является четкий рисунок и рельеф.

Изделия Фаберже участвовали во Всемирной Парижской выставке, где получили мировое признание, в результате чего был открыт отдел компании, который стал работать с западными и восточными странами, изготавливая для них ювелирные изделия.

Конец XIX века — время создания синтетических самоцветов. Первыми такими камнями, полученными в результате синтеза камней группы корунда, стали рубины, шпинели и сапфиры. Однако настоящие, природные ювелирные камни не стали менее востребованы, даже напротив. Чем больше на рынке появлялось синтетических камней, тем большим спросом пользовались настоящие.

В конце XX века алмазы стали стоить почти втрое дороже, чем в прошлом веке, и нет никаких предпосылок к тому, что стоимость природных драгоценных камней снизится. Настоящие самоцветы были, есть и будут популярны.

Дата публикации: 06.11.2009