Главная >> Статьи  >> Стилистика женских украшений

Стилистика женских украшений

Не стоит делить украшения только на современные и классические. Стилей украшений великое множество, до недавнего времени они в основном соответствовали художественным направлениям в культурном развитии государств и народов. Развитие прогресса привело к многочисленным направлениям в рамках конкретного стиля, что дало возможность получить многообразие стилей, форм и течений. В качестве основных исторических стилей украшений выступают следующие: византийский, греческий, египетский.

Византийские украшения создавались под влиянием восточной культуры. Массивные формы, яркие вставки из драгоценных камней, крупные камни, декоративное оформление выделяют византийские украшения. Излюбленными мотивами мастеров ювелирного дела стали сюжеты религиозной направленности. Часто при создании украшений использовались ангелы, кресты. Особое место среди византийских украшений занимали изделия с чеканкой, финифти, эмаль. Сегодня также можно встретить украшения в византийском стиле, которые представляют собой серебряные или золотые кресты с россыпями драгоценных камней, наборы украшений с крупными вставками и из драгоценных камней.

Для египетского стиля характерны загадочность и магическая атмосфера тайны. Особый упор египтяне делали на символику изображений и камней. Скарабей символизировал богатство, поэтому часто использовался при создании ювелирных украшений. Мастера часто обращались к изображению лотоса, птицы-кобчик, змеи-урей, треугольника и круга, последние из которых символизировали солнце и дельту Нила. В современном ювелирном искусстве украшения в египетском стиле характеризуются обилием золотых оттенков, декора, наличие эмали, ярких камней, контрастирующих с золотом. Белые, черные, синие, красные оттенки свойственны данному стилю.

Греческий стиль дал возможность появиться на свет разнообразным заколкам для волос, украшениям для тела, диадемам, ожерельям. Особое внимание уделялось символике колец, ношение которых сравнивалось со своеобразным культом. Свободу и независимость человека от брачных уз символизировало кольцо на мизинце. При ношении кольца на безымянном пальце можно было понять, что сердце женщины занято. Дамы с кольцом на среднем пальце рассказывали окружающим о богатом опыте в делах сердечных. Указательный палец в обрамлении кольца говорил о желании быстрее отыскать свою половинку. До наших дней дошла данная символика лишь частично, но по древней традиции обручальное кольцо украшает именно безымянный палец.

В эпоху Средневековья стили украшений определялись культурными особенностями народов. Украшения в кельтском стиле отличались обилием разнообразных орнаментов. Кельты использовали в основном абстрактные узоры, фантастические сплетения, редко отображали реальных существ и объекты. Хитросплетения являлись символом духовного и земного Пути человека. Сегодня весьма популярны ожерелья, браслеты, кольца в кельтском стиле, которые сохранили древние орнаменты в первозданном виде.

Племена викингов оказали влияние на развитие ювелирного искусства. Для украшений использовались золото и серебро, медь и бронза. Массивные подвески, гривны, фибулы были популярны у викингов. Для декорирования предметов быта и украшений использовались одинаковые орнаменты. Изображения животных имели необычную форму: стилизация была чрезмерной и странной. Для создания орнаментов использовались изображения растений, ракушек, листьев, но особое предпочтение отдавалось отображению представителей животного мира. Украшения в стиле викингов вновь популярны в наступающих сезонах. В прошлом году дизайнеры дома Lanvin создали уникальную коллекцию под влиянием украшений в стиле викингов.

Для украшений в готическом стиле характерны крупные рельефные формы. Среди украшений особой популярностью пользовались аграфы, пряжки, кольца, цепи, ожерелья. В качестве тематических изображений выступали сердца, цветы, ключи, сплетения рук. Драгоценные камни считались особыми оберегами, поэтому кольца с вставками из камней носились в большом количестве. Камни подбирались с учетом насыщенности цвета, глубины оттенка, а также величины самого камня. В позднем готическом периоде для украшений характерно обилие эмалевых вставок. Современные украшения в готическом стиле не имеют ничего общего с тем, что предпочитают носить представители современной популярной субкультуры. Украшения декорируются отличительным орнаментом. Обилие камней, комбинации вставок навеяны использованием витражных фрагментов при оформлении зданий в готическом стиле.

Особым стремлением к роскоши характеризуется викторианская эпоха, которая дала рождение различным украшениям в оригинальном исполнении. В самом начале викторианской эпохе дамы отдавали предпочтение золотым украшениям. В средний викторианский период женщины носили украшения с черными ониксами. Вставки из черного камня определялись тенденцией в обществе: подданные скорбили вместе с королевой после смерти ее мужа. Раскрепощение общества привело к появлению символизма и сентиментализма. Украшения стали дополняться купидонами и амурами, стрелами и сердечками. В качестве эмблем на украшениях применялись змея, якорь. При выборе украшений со вставками из камней в первую очередь ориентировались на имя возлюбленного: первая буква названия камня должна была совпадать с начальной буквой имени.

Стимпанк представляет собой смешение стиля викторианской эпохи с элементами из мира механики. К украшениям с символикой викторианской эпохи добавляются гайки и шестеренки, пружинки, которые придают изделию уникальность. Стимпанк получил широкое развитие, постепенно проникая во все сферы жизни.

Для выражения чувств человека как нельзя лучше подходит стиль Ар Нуво. В ювелирных изделиях можно было встретить изображения обнаженных женщин, растения и цветы, бабочки и насекомые. Изящные создания из мира цветов и насекомых притягивали мастеров. Ростки и бутоны, лепестки и увядшие цветы стали поводом для развития особой философии. Особый упор мастер-ювелиры делали не на использование дорогих материалов, а на виртуозное выполнение украшения. Именно в это время ценители прекрасного стали отдавать предпочтение авторским ювелирным украшениям, а не штампованным сериям. Рене Лалик известен тем, что использовал при создании ювелирных украшений необычные для того времени материалы: поделочные камни, стекло, панцирь черепах, янтарь, рог. Компания Тиффани известна своим вкладом именно в это направление.

Стиль Ар Деко привнес в отделку украшений многообразие форм и материалов. С помощью отделки и декора создавалось впечатление роскоши и великолепия. Чистые цвета, геометрические линии, динамические штрихи стали маркерами стиля в ювелирных украшениях. В зависимости от культуры и страны данный стиль приобретал своеобразные черты, трансформируясь то в китайский стиль, то в русский стиль, то в латиноамериканский. Русские узоры, сказочные мотивы, народные варианты вышивки впечатлили французских ювелиров, которые создали уникальные серии украшений. Фредерик Бушерон, Жорж Фуке, Луи Картье не смогли обойти своим вниманием русский стиль. Выделившись в чисто декоративный стиль, Ар Деко до сих пор используется при создании ювелирных украшений.

Дата публикации: 03.02.2012