Главная >> Статьи  >> Дом Фаберже

Дом Фаберже

Карл Фаберже — удивительный, уникальный человек, который смог достичь в любимом деле таких высот, которые не покорить никому. Дом Фаберже — символ величия русского ювелирного дела. История его невероятна, увлекательна, трагична и величественна.

Карл Фаберже Корни семьи Фаберже уходят во Францию. Фаберже были гугенотами, и когда начались гонения, вынуждены были эмигрировать сначала в Германию, а затем — в Прибалтику. А вскоре Гюстав Фаберже решил сделаться ювелиром и отправился в Санкт-Петербург. И у него получилось! Уже в 1842 году родилась ювелирная фирма, а сам Гюстав женился, и через 4 года жена подарила ему сына — Петера Карла Фаберже.

Петер Карл по настоянию отца получил блестящее образование за границей, много путешествовал и, когда вернулся, наконец, в Россию — сомнений у него уже не было: его путь — продолжить дело отца. В 1870 году Карл возглавил фирму.

Компания сразу пошла в гору. Теперь была не только ювелирная мастерская, появилось и товарищество Карла Фаберже, капитал которого составлял 3 млн. рублей. Но Карл упорно продолжает обучение, мечтая достичь в ювелирном деле небывалых высот. Двенадцать лет он работает реставратором в императорском дворце, вникая в тонкости ювелирного дела вместе со своим младшим братом Агафоном Фаберже.

1882 год стал для Дома Фаберже знаковым. Именно в этом году состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которой изделия Фаберже просто потрясли специалистов и принесли своим создателям безоговорочную победу. Это была первая золотая медаль Фаберже. Дом Фаберже стал поставщиком Высочайшего двора. Через 8 лет, в 1890 году, Карл становится еще и Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества, почетным гражданином.

А в 1900 году о Фаберже узнал уже весь мир. В Париже в этом году проводилась выставка, которая принесла Карлу Фаберже не только Гран-при, не только орден Почетного Легиона, но и богатую клиентуру — королей, герцогов, графов. И это было только начало...

Магазин Фаберже в Москве Начался 20 век, и фирма Фаберже развернулась. Были открыты несколько представительств, причем не только в России, но и за рубежом, в частности, в Бангкоке, Лондоне. На территории же России филиалы Дома Фаберже работали в Киеве, Одессе, Москве. Открыто было множество мастерских, в которых изготавливались ювелирные украшения для королей и королев, а также дорогие и драгоценные презенты — пасхальные яйца. Ассортимент продукции фирмы в то время был необычайно широк. На Карла Фаберже работали лучшие художники и ювелиры. Отличительной чертой хозяина фирмы всегда была демократичность — он даже разрешал ставить клеймо мастера на каждом изделии. Таким образом все клиенты, от монархов до простолюдинов, всегда знали, кто именно сделал то или иное изделие. Выделялась на общем фоне мастерская Перхина, основатель которой, М.Перхин, начинал работать под руководством Карла Фаберже, не будучи ни богатым, ни известным. В простом крестьянине-самоучке смог разглядеть Фаберже великий талант.

Карл Фаберже всегда утверждал, что тот или иной материал имеет для него ценность только постольку, поскольку будет выигрышно смотреться на изделии. Сама стоимость золота и самоцветов оставляла мастера равнодушным. И произведения, созданные мастерскими Фаберже, доказывают это утверждение. Для изготовления украшений и прочей ювелирной продукции здесь использовались все оттенки золота, малоизвестные полудрагоценные камни, и каждый материал оказывался на своем месте. Стиль Фаберже не поддается описанию — это безумное хитросплетение всех известных стилей, зародившихся в разных концах света. Нашло применение даже искусство нэцке — Фаберже изготавливал скульптурки зверей и людей, оригинальные и удивительно подробные.

Проектируя и создавая украшения, Фаберже всегда старался максимально подробно вникнуть в каждую мелочь. Например, для того, чтобы точно воссоздать растения, он даже завел при мастерской теплицу, где выращивал цветы, а затем создавал их копии из хрусталя и драгоценных камней.

Фаберже сделал то, что не удавалось никому до него и не удалось после. Уникальная техника гильшонированной эмали так и не была никем повторена. Хотя сам метод и не нов, но только мастера Фаберже смогли достичь в нем совершенства. Несколько слоев эмали, особый обжиг, разнообразие мельчайших узоров делали произведения Фаберже уникальными, дарили им тонкую игру света и тени. Тщательная и бережная полировка готового изделия создавала чудо, необычайное движение бликов.

Яйцо Фаберже Кто не знает о знаменитых пасхальных яйцах Фаберже — символе российского ювелирного дела? Первое такое яйцо было изготовлено для императрицы Марии Федоровны по заказу ее супруга Александра Третьего. Подарок потряс не только августейшую особу, но и самого императора, он даже позволил изделию участвовать в выставке.

С этого момента члены российских царских семей увлеклись коллекционированием уникальных пасхальных яиц Фаберже, заказывая их для подарков матерями, женам. Александр Третий положил начало этому увлечению, а затем его продолжил и Николай Второй. Каждое яйцо, изготовленное для императоров и императриц Фаберже, было единственным и неповторимым, в каждом находился сюрприз. Открываясь, пасхальное яйцо являло взору портреты королей и королев, фигурки животных, часы с кукушкой, множество других маленьких и ярких сюрпризов, которые никогда не повторялись.

Когда началась Первая Мировая, дела Дома Фаберже шли отлично. Несмотря на то, что спрос на ювелирные украшения резко упал, Дом Фаберже не погиб, а остался на плаву, продолжая производство. Это целиком заслуга Карла Фаберже как коммерсанта. Он смог убедить императора, что необходимо что-то дарить солдатам, чтобы поддерживать их боевой дух и патриотические чувства, и с тех пор каждый солдат получал что-то в подарок, причем с царской символикой — это были латунные и медные ковшики, котелки и так далее.

Производил Дом Фаберже в эти тяжелые времена также и скобяные изделия, даже снаряды для пушек и артиллерийские втулки, а кроме того — разные мелочи — портсигары, трубки, тарелки. Все это было украшено клеймом с датой. Гравировка на изделиях восхитительна сама по себе.

В Карле Фаберже жил талантливейший бизнесмен, который смог обеспечить компании процветание, когда остальные тонули, не выдержав военных условий. Помимо всего прочего, шприцы, использовавшиеся в российских военных госпиталях, как правило, также являлись изделиями знаменитой фирмы.

Единственным, чего Дом Фаберже не смог пережить, была революция. Сменились ценности и философия, ушли в прошлое старые устои. Старому мастеру пришлось бежать вместе со своей семьей в Швейцарию, и в 1918 году Дома Фаберже не стало. А основатель его пережил свое детище ненадолго, скончавшись в 1920 году. Вероятно, столь скорая кончина великого предпринимателя и ювелира была связана с тем, что он оказался лишен дела, которому отдал все жизнь, которое породил, всхолил и взлелеял. Сыновья Карла Фаберже, Александр и Евгений, сделали попытку возродить дело деда и отца, но затею ждал полный провал, и больше произведения Фаберже не создавались.

Имя Фаберже затем использовалось в производстве парфюмерной продукции, потом — в изготовлении украшений. И наконец, в 1989 году товарный знак «Faberge» был приобретен компанией Unilever. Главным ювелиром стал Виктор Майер, и сегодня Дом Фаберже снова производит ювелирную продукцию.

Однако со смертью старого мастера погибло и его искусство, что является огромной утратой для всего мира, ведь больше руками старого ювелира никогда не будет создано ни одно украшение и ни одно пасхальное яйцо, подобных которым не было и не будет.

Дата публикации: 16.11.2009