Главная >> Статьи  >> Бриллианты в ювелирном деле

Бриллианты в ювелирном деле

Среди всех драгоценных камней бриллиант по праву занимает наиболее почетное место. Дело не только в редкости и, следовательно, высокой ценности алмаза, но и в удивительных естественных свойствах, благодаря которым изделие с этим самоцветом считается венцом ювелирного дела.

Как известно, алмаз — наиболее твердый драгоценный камень из существующих. Именно поэтому алмазное напыление используют в промышленных областях, далеких от ювелирного дела. Назвать бриллиант неуязвимым нельзя: прямой удар молотком, например, расколет камень на несколько частей. Но, все же, по прочности алмаз значительно опережает своих драгоценных собратьев.

Другая, не менее значимая характеристика правильно ограненного бриллианта — способность преломлять свет. Отсюда — неповторимый блеск, «игра» камня. Впрочем, если верить историческим данным, изначально люди ценили алмаз не только, и даже не столько за красоту, сколько за мистические свойства, приписываемые самоцвету.

История алмазов и бриллиантов

Все началось в некогда богатой Индии, где месторождения алмазов были обнаружены очень давно — около четырех тысячелетий назад. Понятия «бриллиант» в ту далекую пору не существовало, и существовать не могло: алмаз очень ценился, но обрабатывать его еще толком не умели. Древние индусы верили в магическую силу камня и носили его в качестве талисмана. Согласно индийской концепции, алмазы были образованы из «пяти начал природы» и, подобно людям, делились на четыре касты. Наиболее ценными считались красноватые и желтоватые самоцветы — ими могли обладать только цари.

В Римской Империи тоже знали об удивительном камне и отдавали ему должное. Если верить Плинию Старшему, римляне первыми стали использовать алмаз в ремесленных целях.

В Европу драгоценный камень пришел достаточно рано. Еще в Средние века существовало поверье, будто бы алмаз предохраняет носителя от чужой злой воли и приносит победу во всех делах, но только «если дело правое». Однако настоящий «алмазный бум» в среде европейской аристократии начался лишь на заре эпохи Ренессанса. Примерно в это же время — в XIII веке — самоцвет впервые подвергся профессиональной обработке. Придворный ювелир герцога Бургундии Карла Смелого огранил для своего господина несколько бриллиантов, которыми Карл щеголял, в том числе, и в бою.

Интересно, что, несмотря на явные преимущества внешнего вида ограненных камней перед неограненными, широкого распространения практика огранки алмазов тогда не получила. Люди продолжали свято верить в мистические свойства камня и боялись, что любое рукотворное изменение может повредить тонким материям.

XIX-й век принес сразу две серьезных новости для алмаза. Во-первых, были обнаружены алмазные копи в Южной Африке, причем, впоследствии Южная Африка стала вторым после Индии крупнейшим мировым поставщиком алмазов. Во-вторых, был изобретен тот способ шлифовки драгоценных камней, который применяется и по сей день при создании бриллиантов. Все то же «урожайное» столетие принесло бриллиантовый дух и в Россию: вначале месторождение алмазов обнаружили в Пермской губернии, затем — в Сибири.

Камни, которые заслужили имена

Наш краткий экскурс в историю алмазов и бриллиантов был бы неполным, если бы мы не упомянули об «именных» камнях — самых больших, самых дорогих, самых желанных. Они побывали в коронах властителей мира сего и в руках воров, из-за них совершались наиболее скандальные преступления, они были и остаются символом некой недостижимой мечты о неограниченном богатстве и власти. «Кохинур», «Орлов», «Шах», легендарный «Великий могол», «Санси», алмаз Хоупа — вот лишь часть тех имен, которыми люди наградили бриллианты, отдавая должное их красоте и великолепию.

Судьба «Великого могола» известна нам лишь до определенного момента. Этот огромный алмаз весом в 787 карат был найден в Голконде в XV-м веке и долгое время не покидал пределов Индии. При огранке «Великий могол» уменьшился более чем втрое — до 280 карат. По некоторым сведениям бриллиант попал в руки владыки Персии Надир-Шаха, а после его смерти — пропал. Впрочем, долгое время считалось, что другие два знаменитых алмаза — «Орлов» и «Кохинур» образовались в результате раскола «Великого могола» на две половины.

Роскошный «Кохинур» (в переводе — «Гора света»), на всем протяжении своей богатой событиями истории побывал, по меньшей мере, в пяти странах. Долгие годы алмаз передавался по наследству в рамках династии Великих моголов. Позже им удалось завладеть все тому же Надир-Шаху, охочему до сокровищ. Согласно легенде, персидский властитель отнял камень у предыдущего владельца хитростью: предложил обменяться тюрбанами в знак вечной дружбы. Отказаться от подобного предложения — значило оскорбить гостя и навлечь на себя его гнев. Спрятанный в тюрбане «Кохинур» достался Надир-Шаху вместе с головным убором. Впоследствии алмаз неоднократно переходил из рук в руки, пока не оказался в Англии. Королева Виктория нашла камень недостаточно красивым и отправила на переогранку, в результате которой «Кохинур» уменьшился на 80 карат. В настоящее время бриллиант украшает собой национальный английский символ государственной власти.

Орлов (бриллиант) «Орлов» — в некотором роде уникальный камень. В отличие от большинства прочих «именных» алмазов, он по сей день сохраняет древнюю индийскую огранку. С «Орловым» связана забавная история. Екатерина II приобрела камень, уплатив за него средствами из государственной казны. А чтобы приобретение императрицы не вызвало нежелательных пересудов по поводу августейшего умения распоряжаться деньгами, широкой общественности «Орлов» был представлен в качестве подарка Екатерине от графа Григория Орлова. Отсюда и произошло название камня. Бриллиант был вмонтирован в царский скипетр. В этом виде он и хранится в Алмазном фонде России.

Огранка бриллиантов

Сколь бы ни был прекрасен алмаз, бриллиантом ему не стать до тех пор, пока он не будет надлежащим образом огранен. От обработки драгоценного камня зависит не только его форма, но также игра света на гранях, блеск, окончательный вес и, как следствие – ценность. Схожие на первый взгляд бриллианты могут существенно различаться по стоимости из-за особенностей огранки и шлифовки.

Обычно различают три основных типа огранки: бриллиантовая, ступенчатая и так называемая «роза». Первый — бриллиантовый — способ, благодаря шахматному порядку расположения граней различных ярусов наиболее выгодно подчеркивает достоинства камня, создает идеальные условия для роскошной игры света. При этом каждая грань выполняется в виде треугольника или ромба, а верхняя плоскость камня приобретает форму правильного многоугольника. Для ступенчатой огранки характерно террасообразное расположение граней соседних ярусов.

«Роза», как правило, применяется для бриллиантов небольшого размера. Форма камня слегка напоминает розовый бутон, откуда и название. Алмаз, обработанный подобным образом, обладает вершиной, куда сходятся все грани, и плоским основанием. По игре и блеску такие камни в значительной мере уступают своим собратьям, ограненным «бриллиантовым» и «ступенчатым» способом. К тому же, для «розы» предусмотрено всего несколько форм, в то время как бриллианты двух других типов существуют во множестве конфигураций.

Сегодня классикой ювелирного дела стал круглый бриллиант. Обычно при «круглой» огранке алмаз серьезно «теряет в весе». Однако именно такая форма позволяет достичь наилучшего отражения света, а значит — наибольшего блеска. Круглые бриллианты практически универсальны, к ним подойдет почти любая оправа.

При использовании фантазийных форм многое зависит от ювелирного изделия, для которого создается камень. Так, для колец чаще всего используют огранки «маркиз», «изумруд», а также разнообразные овальные разновидности. В подвесках прекрасно смотрятся бриллианты в форме «груши» или «сердца». Квадратная или прямоугольная «принцесса» подойдет для любого украшения и по богатству игры света на гранях приближается к круглой огранке. Крупные камни часто гранят «радиантом».

О тайнах алмазов можно долго говорить и писать. Но слова, пусть даже самые восторженные, не в силах передать всю завораживающую прелесть этих прозрачных драгоценных камней. Гораздо лучше любых речей суть бриллианта передают блеск и сияние в мягких лучах света.

Дата публикации: 23.10.2009