Главная >> Статьи  >> Компания De Beers — алмазная история

Компания De Beers — алмазная история

Международная компания De Beers специализируется на добыче, обработке и реализации природных алмазов, а также производит синтетические алмазы для промышленных целей.

История этой компании неразрывно связана с месторождениями алмазов на Африканском континенте. В долине реки Оранжевая в 1866 году в Южно-Африканской Республике маленький мальчик нашел первый алмаз. Вес находки составил 21 карат. Тогда практически никто не обратил внимания на этот алмаз, но уже через некоторое время местный пастух находит еще один драгоценный камень, и в ЮАР устремляются тысячи старателей. Основную массу алмазов начинают находить на землях, которые принадлежали братьям Де Бирс.

Но честь создания компании, которая сегодня является одним из основных игроков алмазного рынка, принадлежит вовсе не братьям. Основал компанию Сесиль Родс — сын священника из Великобритании, который приехал в ЮАР в 1870 году на лечение. В роли старателя ему не удалось добиться значительных результатов. Потому Сесиль организовал компанию, которая занималась обслуживанием других искателей драгоценностей. В качестве платы за инструменты, продукты и откачку воды из шахт он брал алмазы, паи и участвовал в прибыли. Через короткое время он стал контролировать самое большое месторождение алмазов в ЮАР, которое носило название Кимберли. Компания Сесиля получила свое название в честь владельцев земли — братьев Де Бирс.

Через некоторое время компания превратилась в настоящего монополиста, заключив соглашение с английскими банками об эксклюзивном праве на поставку алмазов. Состоянием на 1902 год под контролем компании De Beers находилось уже около 95% производства алмазов во всем мире.

Через 10 лет в компании появляется молодой и энергичный Эрнст Оппенгеймер, который к 1929 году выкупил практически все акции компании De Beers. С тех пор компания превратилась в семейный бизнес.

Компания-монополист De Beers в прямом смысле этого слова диктует цены на алмазы. Десять раз в год De Beers приглашает своих клиентов в Лондон. Покупателей крупных партий алмазов называют сайтхолдерами. На месте сбора каждому из сайтхолдеров предлагают коробку с необработанными алмазами по заранее установленной цене. При этом покупателям не предоставляется никакой дополнительной информации, а также не разрешается торговаться — они или покупают предложенную коробку с алмазами, или нет. De Beers четко контролирует мировой рынок алмазов, не разрешая своим покупателям заниматься перепродажей алмазов в необработанном виде.

Более чем 100-летняя история успеха De Beers объясняется простой и оригинальной концепции, которой следует компании. Это концепция «четырех С»: Clarity, Carat, Cut, Color, что с английского переводится как «Чистота, Вес, Огранка, Цвет». Еще в 1939 году специалисты компании начали отбирать алмазы, руководствуясь следующими критериями: «огонь» (имеется в виду дисперсия лучей разного цвета), «жизнь» (камень живет, издавая во время движения мерцающий блеск), «сияние» (одни камни кажутся несколько темнее других). Неотъемлемыми элементами красоты камней от компании De Beers являются совершенство пропорций и удачное сочетание всех этих характеристик.

Среди ключевых коллекций компании De Beers следует отметить:

  • Bridal. Это свадебная коллекция, бриллианты которой призваны играть на солнце и блистать настолько же уникально, насколько таковой могут быть отношения, символизируемые ими. В данной коллекции представлены бриллианты разных огранок: «Изумруд», «Овал», «Груша».
  • Secret of Rose. Данный вид огранки представлен в стиле Арт Нуво и готики.
  • Talisman. В данной коллекции представлены самые разнообразные изделия, украшенные восьмигранными необработанными алмазами.
  • Wildflowers. Судя по названию «Дикий цветок», становится понятно, что авторы этой коллекции обратились за советом к самой природе.
  • Cocktail Fizz. В этой коллекции представлены бриллианты самых разных форм и огранок: круглые, грушевидные, овальные, багетные.
  • Corsage. В компании De Beers камни из этой коллекции называют «девичьими» бриллиантами. Бриллиантовые соцветия символизируют вхождение женщины во взрослую жизнь.
  • Amulets Collection. В эту коллекцию вошли изделия, выполненные в этническом африканском стиле.

Необходимо отметить тот факт, что у всех алмазов компании DeBeers есть так называемый DeBeers Diamond Passport — Паспорт бриллианта. Это документ конфиденциального характера, в котором указываются все характеристики того или иного камня: цвет, вес в каратах, чистота, огранка, идентификационный номер. Это гарантирует то, что у камня абсолютно легальное происхождение. Ювелирный дом DeBeers — единственная компания, предлагающая такую услугу.

Если затронуть вопрос прибыльности компании DeBeers на сегодняшний день, то, несмотря на кризисные моменты, в первом полугодии текущего года прибыльность компании выросла в 85 раз и составила в общей сложности 255 миллионов долларов. Что касается операционной прибыли компании, то она составила 315 миллионов долларов.

Если раньше бриллианты были исключительно элитными объектами дарения, то сегодня практически во всем мире эти камни превратились в традиционный подарок на помолвку. На сегодняшний день в мире функционируют 22 бутика компании DeBeers на пяти континентах. В компании в общей сложности работают более 21 тысяч человек, 17 тысяч из которых — в южных странах Африки.

Так как DeBeers является частной компанией, то ее акции сосредоточены в руках акционеров. Всего их трое: Англо Американ ПиЭлСи, владеющая 45% акций, Сентрал Холдингс Групп, которая владеет 40%-ным пакетом акций, и еще 15% ценных бумаг владеет правительство Ботсваны.

Стоит также уделить внимание и второстепенной деятельности компании. DeBeers — это не только успешный бизнес. Компания активно занимается благотворительностью и продвигает свои социально значимые проекты. DeBeers разработала разнообразные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, что очень актуально для африканского континента. В первую очередь компания обследует и консультирует своих сотрудников, а также членов их семей. За работу в области борьбы с распространением СПИДа компания DeBeers была отмечена такими организациями, как Международная Торговая Палата, Всемирная Бизнес Коалиция, а также Всемирное деловое сообщество Программы развития ООН (UNDP).

У компании DeBeers есть и собственные образовательные программы. Данные проекты в первую очередь направлены на то, чтобы повысить качество образования именно в тех странах, где работает компания. В рамках образовательных программ DeBeers занимается строительством новых помещений для решения разнообразных задач образовательного характера в Южной Африке.

И, наконец, компанию DeBeers нельзя обвинить в том, что она не заботится об окружающей среде. Представители компании заинтересованы в том, чтобы решать как социальные, так и экономические и экологические задачи. На данный момент компания DeBeers может похвастать тем, что многие ее предприятия во всем мире обладают экологическим сертификатом ISO 14001.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что положение компании DeBeers в роли монополиста обусловлено в первую очередь качеством добываемых минералов, грамотным и расчетливым подходом к организации бизнес-процессов, а также разработкой тех проектов, которые имеют большое социальное значение.

Дата публикации: 07.08.2010