Главная >> Статьи  >> Глиптика: история, застывшая в камне

Глиптика: история, застывшая в камне

Еще в древние времена человек искал материал, на котором можно было бы запечатлеть исторические моменты, которые были бы интересны потомкам. Жители Месопотамии остановили свой выбор на камне, так как этот природный материал является не только доступным, но и устойчивым ко всем воздействиям времени, окружающего пространства, климата. Искусство резьбы на камнях-самоцветах получило свое распространение у древних шумеров, которые таким образом пытались на долгие годы создать уникальное творение. Глиптика, именно так назвали это искусство, стала, по сути, самым древним способом огранки камней. Геммы являлись первыми изделиями шумеров, на которых изображались знаки, буквы, схематичные изображения животных. Инталии применялись в качестве семейных печатей, они использовались для скрепления документов. Висящий на шее каменный фамильный герб, который становился печатью для скрепления союзов и договоров, демонстрировал статус владельца.

Глиптика постепенно проникала в другие культуры и страны. В Ассирии, Египте, Вавилоне начали появляться каменные вариации на тему инталий. Народы, которые придавали огромное значение внешнему облику, украшениям, не могли не создать удивительные амулеты с использованием данной технологии обработки самоцветов. Часто для производства амулетов применяли бирюзу, обычный камень мог превратиться в жука с затейливой резьбой. Но до совершенства искусство резьбы самоцветов довели древние римляне и греки. Камеи, которые представляли собой модифицированные геммы, были изобретены в 4 веке до н.э. При обработке кристалла плоская пластинка из камня приобретала рельеф. Камеи носили эстетический характер, они использовались в качестве украшений и декоративных элементов. Такие произведения каменного искусства преподносили в дар, коллекционировали, ведь выполненные вручную изделия были уникальны и неповторимы. Над камеями трудились настоящие художники, а не простые ремесленники, штампующие украшения. Для Александра Македонского камеи производили греческие мастера Диодор и Пирготель, чьи имена дошли до наших дней, благодаря таланту огранщиков.

Предание гласит, что Диодор смастерил камею для правителя Поликрата, отличившегося своей тиранией и жестокостью. Для того чтобы избежать кары богов и умилостивить их, Поликрат бросил кольцо в море. Однажды во дворец привезли свежую рыбу, в одной из них повара нашли то самое кольцо. Поликрат принял данный знак как символ того, что боги не пожелали простить его и оградить от наказания. До нас не дошли точные сведения о том, из чего состояла камея тирана. Одни утверждают, что кольцо было сделано из изумруда, другие уверяют, что материалом для украшения стал пятислойный сардоникс. Но чаще всего мастера работали с минералами, которые отличались равномерной однотонной окраской: яшма, сердолик, агат, оникс, гелиотроп. При работе с данными камнями мастера могли свободно творить, передавая все то, что они хотели донести до поклонников камеи. Работая с конкретным камнем, можно было создать украшение, на котором создавались оттенки волос и глаз, одежды и кожи рельефных изображений. Мастера трудились также и с прозрачными камнями, например, топазами, рубинами, аквамаринами, изумрудами, гранатами. К материалу выдвигалось основное требование: камень должен был обладать твердостью. Это свойство позволило многим камеям работы древних мастеров дойти до наших дней.

Камеи из самоцветов становятся уникальными произведениями искусства уже потому, что они способны пролить свет на исторические события древнего мира, они рассказывают о культурных особенностях жизни общества. При создании камей использовались различные сюжеты, на некоторых камнях изображены отдельные лица, но некоторые самоцветы демонстрируют целые сцены из жизни людей, общества. Передавали с помощью камня мастера и литературные сюжеты. На некоторых камнях можно увидеть запечатленные изображения знаменитых шедевров скульптурного и живописного искусства, которые были утрачены в ходе истории. Мастера любили изображать театральные представления, суды, бои и пиры. Мифология занимала одно из главных мест в жизни древних, поэтому мифологические персонажи, отображающие жизнь и философию римлян и греков, можно встретить на камеях. За каждым богом «закреплялся» камень определенной природы и цвета. Для изображения Прозерпины использовали черный гематит, Бахуса отображали на аметисте, который являлся защитником от пьянства. Для Нептуна, естественно, подбирали аквамарин. В зависимости от жизненной ситуации, болезни или значительного события в жизни человека, ему преподносили в дар камею с определенной тематической зарисовкой.

В Византии глиптика преобразилась, она приобрела мистическое звучание. Для отображения библейских сюжетов, для изготовления икон и крестов применяли твердые самоцветы, например, гелиотроп, лазурит, яшму. Панагии из сапфиров и изумрудов обрамляли золотыми оправами, создавая уникальные образки. На Руси быстро переняли данную традицию, так как драгоценные камни издавна применялись при создании изображений на религиозную тему. В панагии, митры вставляли камеи в виде икон. Цари на теле носили миниатюрные камеи-иконки, а купцы в красном углу дома считали своим долгом установить каменную икону.

Эпоха Возрождения не могла обойти своим вниманием глиптику. Веяния Ренессанса придали глиптике светский характер. Распространившийся интерес к древним культурам привел к тому, что о камеях вновь стали говорить. Камеи превращались в украшения: серьги, ожерелья, браслеты, кулоны. Их мастерили из яшмы, халцедона, сардоникса, а носили такие уникальные украшения наравне с изумрудами, сапфирами и рубинами. Придворные мастера создавали новомодные украшения, но порой в них вставляли старинные камеи, которые находили при раскопках. Правители многих стран начали коллекционировать старинные камеи, особой популярностью пользовались геммы 18—19 вв. Наполеону Бонапарту принадлежала самая большая камея из оникса «Великая камея Франции», которая при размерах 26х31 см отображала несколько фигурок императоров, их окружение, пленных. Екатерина II сама отзывалась о своем пристрастии к античным произведениям каменного искусства, как о «камейной болезни». В настоящее время большую часть ее коллекции можно увидеть в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Сегодня глиптика переживает новый виток возрождения. Мастера имеют в своем арсенале многочисленные приспособления и устройства, инструмент, которые позволяют добиться удивительного эффекта при обработке самоцветов. На смену традиционной огранке бриллиантом приходит обработка полудрагоценных камней и создание из них украшений, произведений искусства. Камеи идеально смотрятся в серьгах, подвесках, кольцах. Украшение с камеей будет гармонировать с офисным нарядом, а также с вечерним платьем. Boucheron создает удивительные дорогостоящие украшения с помощью технологии резьбы и гравировки. С помощью глубокой гравировки создаются украшения из сапфиров, турмалинов, изумрудов и рубинов: в кристаллах создаются изображения листьев, фигур, цветов.

Дата публикации: 23.04.2011